Логопедический словарик
Автоматизация звука | Этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь. |
Агнозия | Нарушение процессов узнавания предметов и явлений при сохранности сознания и функции органов чувств; наблюдается при поражении определенных отделов коры больших полушарий головного мозга. (различают: акустическую(слуховая), апперцептивная(форма оптической), вкусовую, зрительную(оптическая), обонятельную, осязательную(тактильная), пальцевую, пространственную, симультанную(зрительное отсутствие восприятие целого). |
Аграмматизм | Нарушение психофизиологических процессов, обеспечивающих грамматическую упорядоченность речевой деятельности; при А. наблюдается опускание предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, «телеграфный стиль» и пр.; А. возникает обычно в связи с афазией или алалией. |
Аграфия | (a-grapho-не пишу; лат.) расстройство речи, выражающееся в нарушении письма, полная утрата способности письма. |
Алалия | Отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте; причиной А. чаще всего является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни; тяжелые степени А. выражаются у детей полным отсутствием речи или наличием лепетных отрывков слов; в более легких случаях наблюдаются начатки речи, характеризующиеся ограниченностью запаса слов, аграмматизмом, затруднениями в усвоении чтения и письма. |
Алалия моторная | Алалия моторная недоразвитие экспрессивной речи, выраженное затруднениями в овладении активным словарем и грамматическим строем языка при достаточно сохранном понимании речи; в основе А. .м. лежит расстройство или недоразвитие аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора, выраженное, в частности, заменой тонких и сложных артикуляционных дифференцировок более грубыми и простыми; причина- поражение коркового конца речедвигательного анализатора. |
Алалия сенсорная | Недоразвитие импрессивной речи, когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов; у ребенка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи; причиной А. с. является поражение коркового конца слухоречевого анализатора и его проводящих путей. |
Алексия | Полная неспособность или потеря способности овладения процессом чтения. |
Амбидекстр | Человек, у которого одинаково хорошо развиты функции обеих рук. |
Апраксия | Проявляется в невозможности выполнения определенных движений артикуляционного аппарата или переключении от одного движения к другому. У некоторых детей отмечается кинестетическая апраксия, когда ребенок производит хаотичные движения, «нащупывая» нужную артикуляционную позу. |
Анализ и синтез | Противоположные и неразрывно связанные логические приемы; Анализ., разлагая сложную проблему на ее составные части, упрощает ее и облегчает ученикам понимание данного явления, а Синтез дает возможность не только связать разрозненные начала изучаемого предмета и понять его в целом, но и постигнуть связь этого целого с остальными предметами человеческого знания. |
Анамнез | Совокупность сведений (об условиях жизни человека, о предшествовавших болезни событиях и др.), получаемых в ходе обследования от самого обследуемого и (или) знающих его лиц; А. используется для установления диагноза ,прогноза заболевания и выбора коррекционных мероприятий. |
Анартрия | Тяжелая форма дизартрии, когда речь почти полностью невозможна из-за паралича речедвигательных мышц, резко расстраивающего систему артикуляции. |
Апраксия | Нарушение целенаправленного действия при сохранности составляющих его элементарных движений. |
Артикуляция | (articulare-чётко произносить; лат.) работа органов речи при произнесении слогов, слов, фраз. Органы артикуляции: губы, язык, нижняя челюсть, глотка. Точная артикуляция даёт чёткую, чистую речь. |
Гиперсаливация (повышенное слюноотделение) | Определяется лишь во время речи. Дети не справляются с саливацией, не сглатывают слюну. |
Гиперкинезы | При стертой дизартрии проявляются в виде дрожания языка и голосовых связок. Дрожание проявляется при нагрузках. Например, при удержании широкого языка на нижней губе под счет 5-10 язык не может сохранить состояние покоя, появляется дрожание и легкое посинение кончика языка, а в некоторых случаях по языку прокатываются волны в продольном или поперечном направлении. В этом случае ребенок не может удержать язык вне полости рта. Гиперкинезы чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляционного аппарата. |
Дыхательная гимнастика | Комплекс упражнений направленных на формирование речевого дыхания (ритмичность, плавность, сила и продолжительность выдоха). |
Девиация | Отклонения языка от средней линии, проявляется при логопедической гимнастике (при удержании позы, переключении с одного упражнения на другое). |
Дизартрия | Нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной иннервацией. Основные проявления дизартрии: - расстройство артикуляции звуков (речь нечеткая, смазанная); - нарушение голосообразования; - изменение темпа и ритма речи; - изменение интонации. |
Стёртая форма дизартрии | Такая форма дизартрии встречается очень часто в логопедической практике. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре слов. Дети со стертыми формами дизартрии не отличаются резко от сверстников. Проявляется стертая дизартрия в стойких расстройствах звукопроизношения и просодики речи, возникающие, вследствие не выраженного микроорганического поражения головного мозга. При данных дефектов логопеды встречаются с большими трудностями и период постановки и автоматизации звуков в речи. Дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи. |
Заикание | Это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Возникает заикание чаще всего в возрасте от 2 до 5 лет (в период интенсивного развития речи). |
Логопедия | Наука, изучающая людей с речевыми нарушениями и разрабатывающая методы коррекционно-педагогической работы с ними. |
Логопед | Это специалист с высшим педагогическим дефектологическим образованием по специальности логопедия, занимающийся устранением недостатков речи у детей и взрослых. |
Ло́гос | («слово», «мысль», «смысл», «понятие», «число») — термин древнегреческой философии, означающий одновременно «слово» (высказывание, речь) и «понятие» (суждение, смысл). Гераклит, впервые использовавший его, называл логосом «вечную и всеобщую необходимость», устойчивую закономерность. В последующем значение этого термина неоднократно изменялось, тем не менее, под логосом понимают наиболее глубинную, устойчивую и существенную структуру бытия, наиболее существенные закономерности мира. |
Логопедический массаж | Активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями. |
Логопедическая гимнастика (артикуляционная гимнастика) | Комплекс специальных упражнений направленных на предотвращение неправильной постановки звуков речи (начиная с раннего возраста детей в профилактических целях), а так же для коррекции уже имеющихся речевых нарушений различной этиологии, патогенеза , симптоматики и выработке артикуляционных укладов различных групп звуков (свистящие, шипящие и др.). |
ММД | Минимальная мозговая дисфункция, нарушение функции ЦНС (центральная нервная система) вследствие микроповреждений коры и подкорковых структур головного мозга. Возникает главным образом в результате кислородного голодания плода во внутриутробном периоде (гипоксия) и в процессе родов (асфиксия), а также в результате родовой травмы. Этот диагноз может быть записан и как МЦД (минимальная церебральная дисфункция). Наиболее частое проявление ММД - это гипердинамический синдром (синдром двигательной расторможенности). |
ОНР | (Общее недоразвитие речи) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда). Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности: более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам; речь аграмматична и недостаточно фонетически офомлена; экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, т.е. ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли; речь детей с ОНР малопонятна. |
Пальчиковая гимнастика | Комплекс упражнений для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев рук. Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, скорее успокаиваются после стрессов. |
ПЭП | Перинатальная энцефалопатия, поражение нервной системы, ведущее значение в возникновении которой играет гипоксия (кислородное голодание) плода. |
ФФНР | (Фонетико-фонематическое недоразвитие речи) - это нарушение процессов формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков. |
Фонематический слух | Способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий понимание звуков данного языка. |
ea.rech@ya.ru